ЖЖ Пермского Театра "У Моста" (teatru_mosta) wrote,
ЖЖ Пермского Театра "У Моста"
teatru_mosta

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ. ( О ТРЕХ СПЕКТАКЛЯХ ТЕАТРА «У МОСТА»)

            Чудными путями оказался я в Перми и решил узнать, чем театр «У моста», очаровавший меня «Красавицей…» в Петербурге, занимается помимо фирменного Мак-Донаха. Впрочем, Г.В.Коваленко, переводчик и театровед, всегда начинает драться и материться, когда фамилию ирландца произносят Мак-Донах. Надо Мак-Дона. И вот я у пожарной каланчи с православным крестом. Очевидно, в нынешней Перми, городе ироничном, «прикольном», и должен был родиться театр странный. Не берусь определить процент мистичности в каждом из трех виденных мной спектаклей. Однако и в хорошо знакомом «Бальзаминове» есть надежда на чудо. И оно-таки происходит. Кстати, при всей хитроватости, сверкающей из очей главного режиссера, при всей мистификационности вступительных слов перед началом представлений, театр по-своему выполняет утешительную миссию. «Дракулу» Федотов соединяет с «Летучим голландцем», и милая девушка Мина дарует графу покой. Чете Мастеров дарует покой Сатана. Мишеньке тоже, вероятно, уготован вечный покой в удушающих объятьях Белотеловой. Вас такой покой не устраивает? А Вы чего хотели?

            Что привлекает в мостификационном театре. В том, что он умело перекидывает мост от бьющей в нос традиционности к бьющей в нос современности. И камзолы на месте, и герои нашего времени на своих местах. В одном журнале я вычитал, будто современная молодежь более всего интересуется фильмами и книгами про вампиров. Вот в Перми  тебе и «Дракула»  и «Упырь». Не хватает только родоначальника вампиров, лорда Рутвена, и сухово-кобылинских вурдалаков. С вампирами дружу давно, с тех пор, как занялся «Смертью Тарелкина», поэтому хорошая вампирическая атмосфера мне близка. Главное,  пермские вампиры – хорошие люди. Разве не жалко Ренфилда –Андрея Шаманова, которому хотя бы жирного кота засосать? И эротическую троицу извивающихся дамочек-вампирок, ее держат на голодном пайке, жалко. А уж как жалко активистку Люси (Марию Сигаль). Всякий активист непременно высасывает кровь из окружающих. Но Сигаль с ее «ироническим глазом»  ищет добра, а ее расчленяют с активной деловитостью. Я уже не говорю о самом Дракуле, бесплодно ищущем идеал. Он его находит, получив удар кинжалом от инженю Мины, почти комсомолки (Марина Бабошина). У Стокера цыгане таскают с собой ящик с перманентно мертвым Дракулой. Здесь голова аристократа торчит из ящика,как фикус  и с веселым интересом следит за происходящими катаклизмами. Приятно было, между прочим, увидеть графа после смерти, запросто стоящего у  контроля ,встречающего зрителей  перед «Бальзаминовым».

            «Дракула» -- собственное мостостроительство. Из театральной вампирологии можно вспомнить разве что давнего «Упыря» Г.Тростянецкого в Театре на Литейном и «Бал вампиров» 2011 г. в Театре Музкомедии. Мастеров с Маргаритами не счесть. Правда, все не радуют. Что радует в Федотовиане? Умение смело, по-воландовски, орудовать с пространством. И смерть Берлиоза хороша, и, конечно, сцена Бала. Помимо этого пермский Бал экспрессивен, а в фильме Бортко скучен до зевоты. В сцене есть крещендо – не хотелось бы оказаться на месте Маргариты. И все-таки не хватает в спектакле  хора «Аллилуйи» для контраста и полного безумия.

Хорошо, когда в сцене есть неожиданный второй план, как, например, в клинике Стравинского. То, что под видом медиков резвится компания Воланда, это остроумно. Эпизод на Патриарших не имеет второго плана, поэтому ничего не прибавляет к известному тексту. Удивительно и очень мудро, но в инсценировке Федотов избежал вкусных московских сцен. Это здорово, потому что эпизод с варьете всегда  превращается в самоценный и длинный дивертисмент, останавливающий действие. Здесь только самое главное. Исключение – финал. Маргарита и Мастер  выясняют отношения, когда должна звучать только музыка.

Еще один герой нашего времени – Бальзаминов. Жуткая национальная черта – мечтательность на пустом месте. Поиски больших денег путем блуждания в неизвестном направлении с разинутым ртом. В то же время у театра нет желания подмигивать зрителю: узнаете, мол? Первая сцена – почти Малый театр. Стиль Островского, зАмАсквАрецкой( как написано в программке) истории сохранен. Колоритные маменька (Ирина Молянова) и Матрена (Вера Прунич). Обе составляют прелестный контраст. В глазах у Прунич есть нечто волчье, потенциальная вампирша. Очень конкретна. Мишенька (Илья Бабошин) постоянно пребывает во сне, поэтому несколько заторможен. Чебаков (Валерий Митин) – чересчур умен. А на самом деле, они – две стороны одной медали. Только Бальзаминов – пассивный идиот, а Чебаков – активный.

Замечательно, когда в театре исповедуют не принцип типажности, а принцип характеров. Честно говоря, до получения программки я не был уверен, что Маргариту и Анфису играет Виктория Проскурина. Перевоплощение – отличная вещь, хотя редко теперь встречается. Ну, острый профиль Сигаль не узнать нельзя. В настоящем театре должно быть безумие. Оно есть в Сигаль, в Химке (Регина Шнигирь), в братьях ( Александр Шаманов), которые только с пальмы спустились. В самом Федотове, вдруг прерывающем представление появлением «украинской» съемочной группы.

Любопытен сюжетец с Белотеловой. Анастасия Перова не тупа, как обычно. Живая, веселая, зубастая женщина. Ее проблема в том, что она хочет иметь желаемое на расстоянии вытянутых верхних конечностей. Бальзаминов свалился к ее ногам, его можно за грудки взять. Не надо тратить время на объяснение. Анфису, напротив, влечет ветер дальних странствий. Скажи ей: надо бежать до Галапагосских островов – побежит. Совершенно не думая, что из этого выйдет. В конечном итоге, всем главным персонажам (тем, кто не спит) свойственен идиотический авантюризм. Белотелова боится разбойников на ходулях, но в последней сцене сама встает на ходули и возвышается над малышом Мишенькой. Она его и засосет.

Судя по тому, что зрители Перми регулярно, как в баню, ходят в театр «У моста», он зрителя засосал. Хорошо, что я вовремя уехал в Петербург, а то бы тоже ходил через день. Спектакли-то очень  разные,оригинальные,захватывающие.

 Евгений Соколинский 

Tags: О художественном методе Сергея Федотова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments